В современной системе образования особое внимание уделяется подготовке будущих выпускников школ к самостоятельному принятию решений, к умению жить и работать в информационном обществе. Система образования поставлена перед проблемой совершенствования ее содержания, поиска новых форм, методов и средств обучения, а также специфичных приемов их использования в учебном процессе [5].
В работе современного учителя происходит смещение акцентов в методиках преподавания. Если раньше превалировало использование формально-логических средств, то теперь все чаще учитель стремится задействовать образное мышление учащихся, его зрительные каналы восприятия, использовать средства обучения, адресующиеся к творческому потенциалу учащегося. В настоящее время активно разрабатываются технологии обучения, в которых важную роль играет принцип наглядности. Исследования психологов показывают, что до 80 % информации человек получает через зрительный канал (при этом задействовано правое полушарие мозга) [5]. Считается, что именно наглядное обучение позволяет обеспечить разностороннее и полное формирование естественнонаучных и гуманитарных знаний, поддерживает интерес и мотивацию к обучению, приводит к более высокому уровню развития мышления.
Принцип наглядности проявляется в когнитивно-визуальном подходе в обучении. Реализация когнитивно-визуального подхода в процессе обучения позволяет сконструировать визуальную учебную среду — совокупность условий обучения, в которых акцент ставится на использование резервов визуального мышления учащегося. Эти условия предполагают наличие как традиционных наглядных средств, так и специальных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения. Одним из достоинств когнитивно-визуального подхода является то, что он учитывает индивидуальные особенности учащихся и, в частности, особенности работы левого и правого полушарий головного мозга [6].
Печатное издание не может в полной мере отразить динамику зрительных образов и организовать учебный процесс на качественно новом уровне. Следовательно, для когнитивной визуализации все более актуальным становится использование компьютерных технологий. По мнению экспертов, компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам не менее чем на 30 %, а объективность контроля знаний учащихся на 20–25 % [4]. Таким образом, перед современной системой образования стоит задача создания IT-технологий, позволяющих задействовать принцип наглядности и реализовать когнитивно-визуальный подход.
Впервые коллектив компании «ОСӠ» задался целью создания такого универсального программного продукта в 2008 году. В программе «ОСӠ. Хронолайнер» были заложены основные идеи активного использования инструментов упорядочивания, когнитивной визуализации и анализа иллюстративно-хронологического материала (ленты времени) в учебном процессе. За годы существования программа прошла целый ряд модификаций и зарекомендовала себя как универсальное электронное пособие по целому ряду школьных предметов, а также в рамках проектной и внеклассной деятельности учащихся. На сегодняшний день параллельно с десктоп-версией существует интернет-платформа «ОС3. Хронолинии», которая не только полностью сохраняет функционал программного продукта и совершенствует его, но и дает педагогу возможность выбрать нужный ему модуль (методическое приложение для конкретного предмета, конкретных образовательных целей).
В основе «ОСӠ. Хронолайнер» лежит идея визуализации ленты времени (хронолинии), на которой в зависимости от поставленной образовательной задачи могут быть расположены различные события и объекты. Использование специализированных информационных инструментов, предназначенных для работы с хронологической информацией, особенно актуально при изучении истории. Речь идет не только об уроках истории – информация исторического характера является предметом изучения и в других дисциплинах, так как любая наука включает в себя широкий круг исторических сведений (историю своего развития, научные биографии ученых, историю важнейших экспериментов и открытий). Именно поэтому владение инструментами и методами изучения исторической информации является столь важным для успешного обучения в основной школе [7].
В этом отношении «ОСӠ. Хронолайнер» отвечают требованиям современного ФГОС: «Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" должны отражать: <…>
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; <…>
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней» [1].
Среди модулей, представленных на платформе «ОСӠ. Хронолайнер»: Конструктор лент времени, История, Русский язык и литература, Математика, Биология, География, Мировая художественная культура, Виртуальный школьный музей и др. Таким образом, интернет-платформа «ОСӠ. Хронолайнер» может быть использована педагогом не только в рамках учебного процесса по базовым школьным предметам, но и во внеурочной проектной деятельности школьников (речь идет о возможности создания виртуального школьного музея при помощи платформы, а также таких проектах, как «История школы», «История семьи» и т.д.).
Рисунок 1. Хронолиния по теме «Петр I Великий».
Рисунок 2. Панорамная карта событий с отмеченными событиями/объектами по теме «Дворцовая площадь».
Рисунок 3. Панорамная экспозиция виртуального школьного музея.
Рисунок 4. Мастер редактирования хронолинии на платформе «ОСӠ. Хронолайнер».
Использование компьютерных технологий позволяет визуализировать процесс создания линии времени и размещения на ней карточек событий или объектов, привязанных к тому или иному временному промежутку. Реализация хронологического и визуально-когнитивного подходов в программном продукте «ОСӠ. Хронолайнер» и на платформе «ОСӠ. Хронолайнер» помогает учащимся увидеть полную картину всего интересующего их периода, отвечающего требованиям их задания или темы, а также проследить взаимосвязи между событиями или объектами, дать им полное описание, сгруппировать их, оценить их роль и значение. Платформа позволяет создавать сразу несколько хронолиний, что дает возможность сравнивать не только события друг с другом, но и сами периоды между собой или разные части единого проекта, задания, которое выполняется самостоятельно разными учащимися. И здесь принцип наглядности играет ключевую роль – образовательные модули на платформе «ОСӠ. Хронолайнер» имеют понятный интерфейс, а масштаб хронолиний может при необходимости быть увеличен или уменьшен для удобного размещения всех карточек событий.
Важным элементом когнитивной визуализации является и возможность многоформатного описания событий при помощи аудиосопровождения, видеопрезентаций, фото- и 3D-иллюстраций, а также широкого перечня дополнительных документов основных электронных форматов. Описанные события или объекты, представленные на ленте времени, можно просматривать и вне ленты, в формате книги, таблицы, слайд-шоу. Все это позволяет «включить» творческий потенциал учащегося и дать ему свободу выбора в реализации его проекта.
Платформа «ОСӠ. Хронолайнер» предлагает множество разных ценных возможностей для когнитивной визуализации и презентации хронолиний, которые превратят выполнение заданий в увлекательный и развивающий процесс и которые без труда можно освоить самостоятельно, пользуясь удобной навигацией сайта
https://chronolines.ru/.
Список литературы
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (01.03.2012).
2. Платформа «ОСӠ. Хронолайнер». О проекте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://chronolines.ru/page/view/?code=about-project
3. О продукте «ОСӠ. Хронолайнер». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://oc3.ru/products/hrono/
4. Шеховцова Д.Н. Использование компьютерных технологий для визуализации математического знания // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 10 (100). [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/shehovtcova_d._n._99_103_10_100_2010.pdf
5. Далингер В.А. Когнитивно-визуальный подход и его особенности в обучении математике // Электрон. науч. журн. «Вестник ОГПУ». Вып. 2006.