Наверх
Компания ОС3
Виртуальный мир — реальный результат!

Статьи

В современной системе образования особое внимание уделяется подготовке будущих выпускников школ к самостоятельному принятию решений, к умению жить и работать в информационном обществе. Система образования поставлена перед проблемой совершенствования ее содержания, поиска новых форм, методов и средств обучения, а также специфичных приемов их использования в учебном процессе [5].

В работе современного учителя происходит смещение акцентов в методиках преподавания. Если раньше превалировало использование формально-логических средств, то теперь все чаще учитель стремится задействовать образное мышление учащихся, его зрительные каналы восприятия, использовать средства обучения, адресующиеся к творческому потенциалу учащегося. В настоящее время активно разрабатываются технологии обучения, в которых важную роль играет принцип наглядности. Исследования психологов показывают, что до 80 % информации человек получает через зрительный канал (при этом задействовано правое полушарие мозга) [5]. Считается, что именно наглядное обучение позволяет обеспечить разностороннее и полное формирование естественнонаучных и гуманитарных знаний, поддерживает интерес и мотивацию к обучению, приводит к более высокому уровню развития мышления.

Принцип наглядности проявляется в когнитивно-визуальном подходе в обучении. Реализация когнитивно-визуального подхода в процессе обучения позволяет сконструировать визуальную учебную среду — совокупность условий обучения, в которых акцент ставится на использование резервов визуального мышления учащегося. Эти условия предполагают наличие как традиционных наглядных средств, так и специальных средств и приемов, позволяющих активизировать работу зрения. Одним из достоинств когнитивно-визуального подхода является то, что он учитывает индивидуальные особенности учащихся и, в частности, особенности работы левого и правого полушарий головного мозга [6].

Печатное издание не может в полной мере отразить динамику зрительных образов и организовать учебный процесс на качественно новом уровне. Следовательно, для когнитивной визуализации все более актуальным становится использование компьютерных технологий. По мнению экспертов, компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам не менее чем на 30 %, а объективность контроля знаний учащихся на 20–25 % [4]. Таким образом, перед современной системой образования стоит задача создания IT-технологий, позволяющих задействовать принцип наглядности и реализовать когнитивно-визуальный подход.

Впервые коллектив компании «ОСӠ» задался целью создания такого универсального программного продукта в 2008 году. В программе «ОСӠ. Хронолайнер» были заложены основные идеи активного использования инструментов упорядочивания, когнитивной визуализации и анализа иллюстративно-хронологического материала (ленты времени) в учебном процессе. За годы существования программа прошла целый ряд модификаций и зарекомендовала себя как универсальное электронное пособие по целому ряду школьных предметов, а также в рамках проектной и внеклассной деятельности учащихся. На сегодняшний день параллельно с десктоп-версией существует интернет-платформа «ОС3. Хронолинии», которая не только полностью сохраняет функционал программного продукта и совершенствует его, но и дает педагогу возможность выбрать нужный ему модуль (методическое приложение для конкретного предмета, конкретных образовательных целей).

В основе «ОСӠ. Хронолайнер» лежит идея визуализации ленты времени (хронолинии), на которой в зависимости от поставленной образовательной задачи могут быть расположены различные события и объекты. Использование специализированных информационных инструментов, предназначенных для работы с хронологической информацией, особенно актуально при изучении истории. Речь идет не только об уроках истории – информация исторического характера является предметом изучения и в других дисциплинах, так как любая наука включает в себя широкий круг исторических сведений (историю своего развития, научные биографии ученых, историю важнейших экспериментов и открытий). Именно поэтому владение инструментами и методами изучения исторической информации является столь важным для успешного обучения в основной школе [7].

В этом отношении «ОСӠ. Хронолайнер» отвечают требованиям современного ФГОС: «Предметные результаты изучения предметной области "Общественно-научные предметы" должны отражать: <…>
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; <…>
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней» [1].

Среди модулей, представленных на платформе «ОСӠ. Хронолайнер»: Конструктор лент времени, История, Русский язык и литература, Математика, Биология, География, Мировая художественная культура, Виртуальный школьный музей и др. Таким образом, интернет-платформа «ОСӠ. Хронолайнер» может быть использована педагогом не только в рамках учебного процесса по базовым школьным предметам, но и во внеурочной проектной деятельности школьников (речь идет о возможности создания виртуального школьного музея при помощи платформы, а также таких проектах, как «История школы», «История семьи» и т.д.).

123.png

Рисунок 1. Хронолиния по теме «Петр I Великий».

345.png

Рисунок 2. Панорамная карта событий с отмеченными событиями/объектами по теме «Дворцовая площадь».

456.png

Рисунок 3. Панорамная экспозиция виртуального школьного музея.

678.png

Рисунок 4. Мастер редактирования хронолинии на платформе «ОСӠ. Хронолайнер».

Использование компьютерных технологий позволяет визуализировать процесс создания линии времени и размещения на ней карточек событий или объектов, привязанных к тому или иному временному промежутку. Реализация хронологического и визуально-когнитивного подходов в программном продукте «ОСӠ. Хронолайнер» и на платформе «ОСӠ. Хронолайнер» помогает учащимся увидеть полную картину всего интересующего их периода, отвечающего требованиям их задания или темы, а также проследить взаимосвязи между событиями или объектами, дать им полное описание, сгруппировать их, оценить их роль и значение. Платформа позволяет создавать сразу несколько хронолиний, что дает возможность сравнивать не только события друг с другом, но и сами периоды между собой или разные части единого проекта, задания, которое выполняется самостоятельно разными учащимися. И здесь принцип наглядности играет ключевую роль – образовательные модули на платформе «ОСӠ. Хронолайнер» имеют понятный интерфейс, а масштаб хронолиний может при необходимости быть увеличен или уменьшен для удобного размещения всех карточек событий.

Важным элементом когнитивной визуализации является и возможность многоформатного описания событий при помощи аудиосопровождения, видеопрезентаций, фото- и 3D-иллюстраций, а также широкого перечня дополнительных документов основных электронных форматов. Описанные события или объекты, представленные на ленте времени, можно просматривать и вне ленты, в формате книги, таблицы, слайд-шоу. Все это позволяет «включить» творческий потенциал учащегося и дать ему свободу выбора в реализации его проекта.

Платформа «ОСӠ. Хронолайнер» предлагает множество разных ценных возможностей для когнитивной визуализации и презентации хронолиний, которые превратят выполнение заданий в увлекательный и развивающий процесс и которые без труда можно освоить самостоятельно, пользуясь удобной навигацией сайта https://chronolines.ru/

Список литературы

1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (01.03.2012).
2. Платформа «ОСӠ. Хронолайнер». О проекте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chronolines.ru/page/view/?code=about-project
3. О продукте «ОСӠ. Хронолайнер». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://oc3.ru/products/hrono/ 
4. Шеховцова Д.Н. Использование компьютерных технологий для визуализации математического знания // Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 10 (100). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/shehovtcova_d._n._99_103_10_100_2010.pdf
5. Далингер В.А. Когнитивно-визуальный подход и его особенности в обучении математике // Электрон. науч. журн. «Вестник ОГПУ». Вып. 2006. 




Возврат к списку

А вы знаете, что

В 85 регионах РФ используют наши продукты
Наши продукты используют в 29 странах мира