Аннотация
ИКТ-инструмент «ОСӠ. Умный пол» представляет собой интерактивный пол для проведения групповых занятий в игровой форме в детском саду и начальной школе. Образовательные игры на интерактивном полу позволяют также включить в групповую игру наравне со здоровыми сверстниками детей с ОВЗ.
ФГОС НОО и ДОО формируют требования к отношению к ребенку как к «человеку играющему». Групповые игры имеют неоспоримые преимущества для образования и почти лишены недостатков. Игра помогает детям легко концентрироваться на вопросах и заданиях и не воспринимать процесс обучения как скучный и навязанный извне. Игровая форма обучения подразумевает то, что грань между игрой и обучением практически исчезает, обучение не превращается в тяжкий труд. Игра помогает преодолеть чувство превосходства одного участника над другим в случае победы или разочарования в случае неудачи. Выполнение игровых заданий на интерактивном полу позволяет быстрее вовлечь учащихся в групповую активность, что увеличивает скорость налаживания коммуникации. Воспитатели и учителя начальных классов хорошо осведомлены об этих и других преимуществах групповых подвижных игр. Однако составление игровых заданий, включающих весь спектр необходимых методических и дидактических компонентов, — процесс трудоемкий и занимает много времени. Такой ИКТ-инструмент, как «ОСӠ. Умный пол», не только упрощает проведение групповых занятий в игровой форме, но и служит созданию психологически комфортной среды в детском саду, школе и любом другом образовательном учреждении.
«ОСӠ. Умный пол» содержит более 180 игровых заданий по экологии, математике, русскому языку и другим предметам. Он позволяет адаптировать встроенные игровые задания и создавать собственные, в том числе используя расширяемую библиотеку, которая включает более 10 фонов, 450 объектов и фоновые звуки. «ОСӠ. Умный пол» предлагает два основных типа игровых заданий — «Встань на правильный ответ» и «Разложи карточки» — и содержит печатные формы для каждого типа игровых заданий, методические рекомендации, инструментарий редактора.
Для работы ИКТ-инструмента «ОСӠ. Умный пол» необходимо наличие мультимедийного проектора, одной или двух веб-камер, компьютера, соответствующего программного обеспечения.
«ОСӠ. Умный пол»:
разработан в сотрудничестве с практикующими учителями и профильными методистами;
предоставляет возможность групповой работы с большим количеством участников, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
полностью отвечает требованиям к организации непрерывного учебного процесса и соответствует ФГОС;
содержит готовые задания и методические рекомендации;
содержит инструментарий редактора на основе готовой пополняемой библиотеки.
ИКТ-инструмент «ОСӠ. Умный пол» работает следующим образом: на интерактивном полу появляются изображения различных вариантов ответов по теме (например, буквы алфавита), а дети должны выбрать правильные ответы (например, все гласные буквы), встав на них либо положив игрушку. При этом для успешного выполнения задания нужно выбрать все правильные ответы, что позволяет каждому внести свой вклад в итоговый результат.
Есть задания, в которых предлагается раскладывать карточки с символьными изображениями, например, распределяя месяцы по временам года, животных по местам их обитания, зимующих и перелетных птиц и т.д. При этом типе заданий возможно включить режим соревнования, в котором участвуют до трех команд одновременно. «ОСӠ. Умный пол» самостоятельно поможет определить команду, которая быстрее разложила все карточки верно. После выполнения любого задания обязательно выводятся результаты, для того чтобы все участники могли обсудить задание, задать вопросы, которые могли возникнуть в процессе выполнения. Для педагога это также дополнительная возможность переключить внимание ребят на следующую тему либо на другую деятельность.
Можно играть, вообще не используя проектор и камеры. Для этого достаточно распечатать задания и варианты ответов. Причем программа сама подберет несколько разных вариантов (необходимо только уточнить в редакторе сколько именно). Отмечать правильные ответы дети могут, пользуясь карандашом или ручкой.
Разработчики ИКТ-инструмента полагают, что «ОСӠ. Умный пол» может быть использован в работе смешанных групп детей, в которых присутствуют учащиеся с ОВЗ. Инклюзивное образование подразумевает создание такой среды, где каждый ребенок чувствует себя полноправным участником образовательного процесса. В программном обеспечении «ОСӠ. Умный пол» реализована возможность вывода текста задания на игровое поле, что помогает детям легко понять суть задания, прочитав его на интерактивном полу. Эта характеристика играет важную роль при работе с детьми с ОВЗ, например, если некоторым детям в группе сложно услышать задание.
Если в группе детей присутствуют как здоровые, так и дети с ограничениями по слуху или речи, то учитель может поставить условие — договариваться о правильных ответах внутри команды без помощи голоса, например используя жесты, мимику, различные символы и т.п. При таком условии все участники группы попадают в равное положение, а это снимает психологический барьер, позволяет выявить у каждого ребенка интеллектуальные способности, лидерские качества и усилить мотивацию к обучению.
При групповых играх с участием детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, можно использовать фоновые изображения без анимации из предложенной коллекции, например фоны «Трава», «Облака», или найденные самостоятельно.
Если ребенку сложно встать или положить игрушку на правильный ответ, то возможна организация игровой деятельности в парах, где ребятам нужно сначала совместно решить, какие ответы выбрать, а затем определить одного из участников, который без труда встанет на правильный ответ, за своего партнера положит игрушку или поможет ему встать.
Данные возможности, реализованные в ИКТ-инструменте, позволяют воспитателю или учителю творчески подойти к организации обучающих групповых игр. Создание среды равных возможностей делает процесс обучения наиболее эффективным и способствует развитию максимального количества компетенций всех учащихся. Игровое взаимодействие помогает всем детям, в том числе детям с ОВЗ, получить навыки общения в группе и понять, что разные люди могут иметь разные возможности, но все имеют одинаковое право на образование, общение, взаимное обогащение и всестороннее развитие.
Литература
1. Кокурина М. А., Мирошниченко Н. С., Коваленко Е. В. ОСӠ. Умный пол. Методические рекомендации по теме «Экология». М.: ООО «АйТи Агентство ОСӠ», 2017. 27 с.
2. Описание ИКТ-инструмента «ОСӠ. Умный пол» на сайте компании «ОСӠ». — URL: https://oc3.ru/products/oc3_smart_floor/
3. Лучинина Е. Д., Быкова С. С. Особенности использования групповой работы в рамках инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 122–124. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770826.htm