Наверх
Компания ОС3
Виртуальный мир — реальный результат!

Финансовая грамотность на уроках истории

Финансовая грамотность на уроках истории
Министерство финансов Российской Федерации
Официальный сайт:  https://fingram-history.oc3.ru/

Учебно-методические материалы «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России» созданы с целью формирования культуры грамотного финансового поведения у обучающихся, реализуют принцип межпредметной интеграции и адресованы учителям истории и обучающимся по программе «История» в общеобразовательных учреждениях. 

Предлагаемые материалы, могут быть использованы на уроках и дополнительных занятиях по всеобщей истории и истории России как источник знаний по финансовой грамотности в рамках образовательных программ, так и для самостоятельного изучения тем и проверки собственных знаний.

Разработано по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Описание
Учебно-методические материалы «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России» созданы для учащихся 5-11-х классов, интересующихся историей России и мира с давних времен и до настоящего времени, желающих узнать что-то новое и интересное по множеству тем, связанных с финансовыми отношениями и финансовым поведением.

Учебный комплекс включает в себя:
  • сайт
  • приложение для мобильных устройств
  • приложение для ПК
  • учебное пособие для 5-11 классов 
  • методическое пособие для учителя

Сайт и приложения для мобильных устройств и ПК
 
Учебные материалы представлены в полном объеме на официальном сайте проекта — https://fingram-history.oc3.ru/, где можно пройти регистрацию и получить доступ к личному кабинету учителя и ученика, а также в мобильных приложениях для систем iOS и Android и ПК.

Разработанный комплекс материалов (текстов, презентаций, хронолиний, вопросов для проверки и творческих заданий) для подготовки уроков по финансовой грамотности в рамках преподавания истории в школе или в рамках дополнительного образования, опирающийся на многочисленные примеры из истории России от Древней Руси до начала XXI века и Всемирной истории от Древнего мира до современности, предоставляет возможность не только давать оценку финансовым решениям, но сравнивать и выбирать критерии оценки, а также ранжировать различные варианты решений финансовых проблем и задач в соответствии с выбранными критериями.

Учебное и методическое пособия

Главы учебного пособия синхронизированы с темами примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с параграфами учебников федерального перечня.
Все главы, кроме блока исторических обзоров, отнесены к определенному классу (ступени обучения) и разделу (история России и Всеобщая история).
Каждая глава содержит текст и завершается контрольными вопросами и заданиями, которые помогают учащимся освоить материал. Предусмотрены задания повышенной сложности, приводится перечень тем для творческих проектов.
Учебное пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала на уроках истории, для внеклассного и самостоятельного изучения.

Методическое пособие является важной частью подготовки учителя к интеграции элементов финансовой грамотности в преподавание истории.
Оно содержит примеры сценариев подготовки урока по финансовой грамотности, а также таблицу соотношения тем учебного пособия с примерными образовательными программами и учебниками из федерального перечня.
В пособии описаны все составляющие учебного пособия, а также подробно представлены современные подходы к планированию учебной деятельности, которые помогут наиболее эффективно использовать УММ на уроках истории и в качестве факультативов.

Разработано по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Скриншоты
Применение

Основные подходы к преподаванию курса «Финансовая грамотность на уроках истории»

Материалы курса финансовой грамотности выступают дополнением к уже существующему учебнику по истории и структурируются последовательностью исторических тем, а не внутренней логикой курса финансовой грамотности.

В УММ учтено, что некоторые предлагаемые нами материалы могут быть проигнорированы преподавателем (в частности, из-за нехватки времени) и финансовые знания и умения, заложенные в каком-то одном конкретном историческом примере, не будут переданы ученику.

Отсюда следует, что наша основная задача — предложить школе такие материалы, которые одновременно:

  • были бы интересны и полезны, могли бы заинтересовать преподавателя с точки зрения расширения и дополнения знаний учащихся в области истории;

  • решали бы задачу распространения финансовой грамотности.

Такие материалы могут быть изучены тремя основными способами:

  • в течение части обычного урока или в качестве домашнего задания при изучении того или иного раздела курса всеобщей истории или истории России;

  • в ходе отдельного урока (в рамках основной программы истории или специального факультатива), который будет целиком посвящен работе с материалами по финансовой грамотности, дополняющими только что пройденный раздел курса всеобщей истории или истории России;

  • в рамках самостоятельного изучения самим учеником, в рамках электива или факультатива.

Авторы УММ также учли, что:

  • каждый материал УММ предполагает наличие некоторых знаний у ребенка по истории (текст учебного пособия по финансовой грамотности в большинстве случаев является прямым продолжением какого-то текста из учебника истории);

  • не во всех школах или классах преподается «Экономика», поэтому у учащегося могут отсутствовать базовые экономические знания, что учтено при подготовке материалов по финансовой грамотности;

  • у учащихся школы, где будут изучаться УММ, вероятнее всего, отсутствуют какие-либо знания в области финансовой грамотности.

Поэтому финансовые знания и умения, преподаваемые на уроках истории, сведены к нескольким простым, но постоянно повторяющимся тезисам (знаниям, установкам). Такое повторение не будет выглядеть навязчивым, поскольку эти тезисы будут чередоваться, а обращение учителя истории к материалам по финансовой грамотности будет происходить не на каждом уроке истории, а через некоторые паузы.

Типичный сценарий подачи проблематики финансовой грамотности на уроках истории построен следующим образом:

  • краткое описание исторического контекста, отсылающее читателя к конкретным главам учебника по всеобщей истории или истории России, где этот период рассматривается подробнее;

  • развернутое описание экономического контекста, конкретной исторической ситуации, через которую проявляется, которая выводит нас на одно из понятий финансовой грамотности, или непосредственно исторической формы финансового понятия, явления.

При этом каждый материал содержит следующие обязательные элементы:

  • исторические теги (привязка к разделу программы истории);

  • финансовые теги (привязка к разделу Рамки финансовой компетентности).

За каждым таким материалом следуют выводы, контрольные вопросы и проверочные задания, вопросы для обсуждения или самостоятельной проработки. Через эти вопросы и материалы реализуются все необходимые аспекты методики обучения (в частности, активные и интерактивные методы) в духе системно-деятельностного подхода.

Через них показывается связь исторических явлений с современностью (например, говоря об отличиях настоящих и поддельных ассигнаций времен Отечественной войны 1812 года, мы обращаем внимание ученика на сайт Банка России для того, чтобы он нашел степени защиты современных банкнот).

Через контрольные вопросы фокусируется внимание учащегося на понятиях финансовой грамотности, которые могут быть неочевидны при раскрытии какого-то исторического сюжета (это может быть обусловлено существенными различиями в проявлениях исторических и современных финансовых инструментов — например, между историческими полноценными серебряными монетами и современными фиатными бумажными деньгами).

Разноуровневые вопросы позволяет сделать курс более дифференцированным.

Региональный компонент

Некоторые материалы носят ярко выраженный национально-региональный или этнокультурный характер. Являясь при этом дополнениями к основной программе по истории, они могут быть использованы в отдельных субъектах Российской Федерации в качестве основного материала на уроках, обозначенных в Примерной программе основного образования как «Наш регион» (например, материалы про сибирскую монету или марки Российско-американской компании, имевшие ограниченную территорию обращения).

Необходимо также отметить, что в УММ опубликован цикл учебных материалов, рассматривающих финансовые вопросы в контексте ценностей различных религий (православия, католицизма, протестантизма, иудаизма, ислама, буддизма, то есть всех основных религий, которые исповедуют народы Российской Федерации). Эти материалы также носят ярко выраженный национально-региональный или этнокультурный характер.

Учебники по истории из федерального перечня

При разработке курса «Финансовая грамотность на уроках истории» акцент делался прежде всего на обязательных темах, сформулированных в Примерных программах, которые в силу своей обязательности должны быть включены во все учебники из Федерального перечня. Таким образом, большинство тем учебного пособия синхронизированы с темами, раскрываемыми во всех учебниках истории, включенных в Федеральный перечень. 

В то же время в учебном пособии есть материалы, которые связаны с темами, не упоминаемыми в Примерных программах (например, «Золотая лихорадка в Австралии»). В таких случаях, в методическом пособии для каждого учебника указано, в рамках изучения какого раздела имеет смысл обратиться к соответствующему материалу учебного пособия по финансовой грамотности.

Возраст: 5-11 класс

Предмет: Финансовая грамотность, История

Из жизни

А вы знаете, что

В 85 регионах РФ используют наши продукты
Наши продукты используют в 29 странах мира